Мысли вслух

 

  •         "Педагогическое кредо"

     

     

    Воспитатель в своей деятельности с детьми  всегда многогранен. Каждый день вместе с воспитанниками он  проживает маленькую жизнь, полную открытий, жизнь, полную как успеха, так и преодоления препятствий. И в своей работе он и воспитатель, и педагог, и друг, и наставник, и артист, и создатель, и автор, и исследователь, и….Да много всего.

    Мне всегда было интересно общаться с коллегами, делиться с ними идеями, перенимать у них что-то новое, необычное, более эффективное.  А как интересно посмотреть на   преображение воспитателя в разных ситуациях, будь то непосредственная деятельность с детьми или общение с родителями, выступление на педсовете или утренник. А потом подумать, проанализировать и спросить себя: «А как бы сделала я?»  Или: «Да, я возьму это на заметку!» А может: «А как это происходит в другом саду, в другом городе?» А иногда увлечённый творческий  воспитатель спросит: «А каким бы был воспитатель в будущем?»  (А в будущем каким будет воспитатель? Какие ценности заповеди будут у него, каким будет его путь к профессии…?)

     

    «Мисс Астер, у меня получилось, смотрите, смотрите! А ещё я нарисую тюльпаны для мамы. Дайте мне пожалуйста ещё листочек.» - весело и пытливо смотрели на Астер карие глаза Алексы, маленькой непоседы 5 лет. Астер выложила стопку бумаги на столик художественных принадлежностей. Эта стопка пополнялась каждый день. Маленькие художники проявляли свои изобразительные навыки с постоянным упорством и мастерством, являя миру как удивительные шедевры  детского творчества, так и новые направления абстрактного искусства. Вот и сейчас маленькая Алекса трудилась над синими тюльпанами, стараясь успеть до прихода мамы. Время от времени Алекса поднимала глаза на мисс Астер, ища одобрения своей деятельности. Эти глаза, самые разные: карие, голубые, зелёные, лукавые, грустные, озорные…постоянно обращались к Астер, ловили взгляд, искали одобрения, поддержки, пытливо спрашивали, с интересом и любопытством узнавали новое.  И в этих глазах Астер видела целый мир, мир детства, мир чистоты и доверия.

    Рабочий день подходил к концу. Астер гасила свет, закрывала витражи после проветривания, включала систему вечерней очистки помещения и увлажнения воздуха, ещё раз пересчитала и проверила материалы для деятельности детей на завтра. Завтра будет репетиция перед праздником, так же продолжится работа по составлению множеств и деления его на части по заданным признакам. К тому же на завтра Астер запланировала изучить с детьми новую тему по финансовой грамотности. Тему богатства, какое оно бывает и в чём оно состоит на самом деле. Технологию экономического развития детей Астер успешно использовала в своей деятельности воспитателя  в межгалактическом саду объединённых знаний. Ведь формирование финансовой грамотности приближает ребёнка к реальной жизни, побуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. А опыт деятельности в банковской сфере отца Астер во времена учёбы в школе высшей математической структуры и полученные знания оказались очень полезным на педагогической  практике.

    Поставив подпись в отчёте за прошедшую смену, Астер вышла на улицу и улыбнулась. С работы она всегда выходила с чувством удовлетворения от своей деятельности. Здесь она была на своём месте. Пусть не всё получалось сразу, но, постепенно набираясь опыта, идя в ногу с быстро меняющимися запросами и условиями, познавая новое и отдавая это детям, Астер с уверенностью могла сказать, что здесь она на своём месте. Она сделала в своё время правильный выбор. Ведь выбор профессии - это очень важный шаг в жизни каждого человека. Он как точка отправления на пути будущей жизни. И если ты правильно сделал выбор, тем интереснее, насыщеннее и успешнее будет твоя жизнь, тем больше ты вложишь души в свою деятельность. И Астер вкладывала, отдавала, даже не осознавая этого, ведь это была для неё не просто работа, а состояние души.

    Она стремилась идти по пути  самосовершенствованию себя и мира вокруг. Узнать самой и научить других, дать им почувствовать себя, дать возможность развиваться способностям.

    Бабушка Астер, заслуженный воспитатель Объединённых секторов планеты, как-то сказала Астер: «Однажды ты посмотришь в детские глаза, и поймёшь, что для них как целый мир, что ты нужна им, что именно ты будешь первым примером, именно ты заложишь ростки качества будущих характеров, начнёшь развивать творческое начало…Поймешь, что хочешь быть хорошим воспитателем». Астер этого хотела. Мечтала быть не просто воспитателем, а хорошим воспитателем.

    Наверное именно это определяло так называемое педагогическое кредо Астер, ныне Мисс Астер Гринн, воспитателя высшей квалификационной категории в межгалактическом саду объединённых знаний. И каждый раз, встречаясь взглядом с чистым миром детской души, она старалась не быть гостем в этом мире. Каждый день вместе с детьми проживала целую маленькую жизнь. Жизнь, полную событий, достижений, даже чудес, удач и преодолений препятствий. Жизнь со своими приоритетами, главный из которых – дети. И невозможно было в этой жизни  лишь заглядывать к детям, нужно было быть вместе, уметь видеть глазами ребёнка, ориентируясь в детском мире. Они впустили её в свой мир, доверили маленькие секреты и открывали большие тайны.

    Астер старалась дать возможность каждому ребёнку познать себя, осознать трудности, помочь преодолеть их; стремилась направить в широко открытые двери знаний, не подтолкнуть, а именно направить; учила осознанности, самостоятельности в приобретении знаний и умений; развивала творческие качества; воспитывала доброту, была примером…. И видела каждый день, как каждый ребёнок становился для неё и мира «великим открытием», способным смело и мудро вступить в большой мир.

     

     Конечно, этот фантастический рассказ - фантазия. Никто не знает, что ждёт нас впереди. Но я считаю, нет, я уверена, что так и должно быть. Так будет. И воспитатель, где бы он ни был: в маленьком городке или в большой новой галактике, всегда будет не просто воспитателем, а хорошим воспитателем. Будет стремится узнать новое, будет не просто знать, но и руководствоваться в работе заповедями воспитателя, не будет случайным гостем в мире детей, и будет знать и помнить, что каждый ребёнок – это целая уникальная вселенная… И я стремлюсь  быть таким воспитателем.

     

  •          "10 заповедей Воспитателя"

     

     

    «Так, ориентиры ФГОС закончила»,- мысленно проговорила Астер, студентка межгалактического педагогического университета.  Осталось задание от старшего куратора по профдисциплине. Сегодня куратор Натали дала студентам, будущим педагогам и воспитателям, очень необычное задание: представить себя в роли практикующего педагога и выставить перед собой ориентиры и ценности, которыми мы будем оперировать в своей будущей деятельности с детьми. Астер определяла их для себя, как заповеди воспитателя.

    Астер задумалась. Как быть?  Ведь многому ещё предстояло научится, ещё больше узнать и сделать, и только потом она смогла бы полно и правильно раскрыть поставленную задачу. Но у Астер был пример пред глазами. Педагогическая деятельность с детьми её бабушки, заслуженного воспитателя Объединённых секторов планеты. Она давно уже не практиковала, но образ и мягкий голос из детства точно воссоздавал в памяти атмосферу радости, добра и понимания, участия и желания научить, помочь, направить в нужном направлении, не нарушая прав и осознанного выбора ребёнка. Как сейчас, перед Астер встала бабушка рядом со своими воспитанниками и с мягкой улыбкой объясняла, почему  желтеют  листья, почему завтра вторник…и почему играть вместе лучше и интереснее.

    Спокойно и с улыбкой она доносила простые истины и до детей, и их родителей и своих коллег.

    Подумав, Астер вывела:

    « Нужно любить то, что ты делаешь, и тех, для кого ты это делаешь». Конечно любить, а как иначе,-думала Астер. Не открыв своё сердце для детей, не сможешь понять их. А увлечённый своей деятельностью воспитатель вложит частичку души в то, что воспитывает в детях, донесёт до них правильность поступков…  

    «Каждый ребёнок уникален, и у каждого своё особое умение видеть, думать и чувствовать»  Взаимодействуя с детьми, нужно помнить, что невозможно всех воспитывать и учить одинаково,- говорила бабушка на педсоветах своим коллегам. Такой поход раскроет перед вами только одну-две  стороны многогранности личности и возможностей ребёнка. Меняйся сама, меняй подход, методы и приёмы. Будь очень внимательным, и ты увидишь уникальность каждого.

    «Помни, что зорко одно лишь сердце» Когда ты находишься среди детей, там не может быть «своих» или «чужих». Есть «мы». И мы вместе решим проблему, вместе найдём решение, вместе будем играть, узнавать и открывать. Никакой предвзятости, торопливости и шаблонности. Оцени поступок, а не личность. Посмотри сердцем и ты поймёшь!

    «Дай ребёнку возможность самому познать, открыть и создать…» Открывая перед ребёнком дверь в мир знаний и открытий, позволь ему самому пройти через неё, самому идти. Просто будь рядом, направь, помоги понять. Не подсказывай, а направляй. Учи быть самостоятельным и ответственным. Пусть ребёнок сам попробует, пусть ошибётся, но потом обязательно сделает правильно. И добытые самим знания, сохранит надолго и всегда сможет их применить.

    «Шагай в ногу со временем» Меняется мир, общество, социальный запрос. И нужно быть в постоянном творческом поиске, который вдохновляет и ориентирует. Педагог должен двигаться только вперёд. Получив новые знания сам, он обязательно передаст их детям.

    «Зажигай огонёк творчества»  Дети видят мир совсем иначе, чем взрослые. И если мы часто видим обыденность, дети видят что-то необычное, новое, интересное и уникальное. Но иногда, из-за своей застенчивости, неумения рассказать и показать, огонёчек таланта и уникальности ребёнка может остаться незамеченным. Поэтому постарайся, чтобы  интерес  ребёнка не угас, позволь ему разгореться и развиться. Похвала для ребёнка очень важна, она  является для него своеобразным признанием. Похвали ребёнка и он со  своей стороны приложит старательность и усидчивость, чтобы его оценили и заметили.

    «Не будь гостем в мире ребёнка» Каждый день вместе с детьми ты проживаешь целую маленькую жизнь. Жизнь, полная событий, достижений, даже чудес, удач и преодолений препятствий. Жизнь со своими приоритетами, главный из которых – дети. Невозможно лишь заглядывать к детям, нужно уметь видеть глазами ребёнка, ориентируясь в детском мире.

    «Принимаю, понимаю, взаимодействую» Очень важно для воспитателя сотрудничество  с родителями.  Это является залогом успешной воспитательной деятельности с дошкольниками, ведь семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка. Нужно постараться сделать родителей  активными участниками педагогического процесса.

    Воспитатель должен помочь родителям осознать свою родительскую воспитательную задачу, понять, что воспитание в саду и  в семье – это единый неразрывный процесс.

     

     

    «Всё в твоих руках» Ребёнок как открытая  чистая книга. Важно помнить, что всё, что мы делаем, оставит свой след.

    «Действуй!» Чем больше я работаю педагогом,- вспоминала Астер слова бабушки, -  тем увереннее могу сказать, что педагог должен быть компетентен в любых педагогических вопросах, уметь находить выход из любой сложившейся ситуации, и постоянно самообразовываться. Умение постоянно развиваться – одно из основных условий в работе воспитателя.

    «К эрудированному и компетентному воспитателю любой родитель проявит уважение и доверит ему своего ребёнка»- любила она повторять. Астер хорошо это помнила Поэтому дописывая в планшете строки заповедей, мысленно выстраивала свои ориентиры, корректировала стремления. И понимала, что двигается в правильном направлении. У неё всё получится!

     

  •  

    "Мой путь к профессии"

     

    Астер Грин  устало откинулась в кресле космического шатла, следовавшего по заданным координатам в межгалактический педагогический университет, и мысленно накидывала пункты предстоящего отчёта по практике. Эту педагогическую практику Астер запомнит надолго. Во-первых, это первая практика в полевых условиях, во-вторых, имеющиеся  знания получили практическую закалку, ну а в третьих…Астер просто была счастлива. Да, уставшая, с износом системы жизнеобеспечения на 10%, загруженная отчётами, планами и, даже сейчас составлявшая на периферии сознания конспект по финансовой грамотности для старшей группы, и вспомнившая, что нужно обзвонить родителей воспитанников… «Да нет же, этим займётся теперь Анастасия Григорьевна» - вдруг осознала Астрер. Но отодвинув это всё на второй план, Астер была счастлива. Она смогла, достигла, сумела. Красный диплом и успешная практика станут пропуском на пути к самосовершенствованию себя и мира вокруг. Узнать самой и научить других, дать им почувствовать себя, дать возможность развиваться способностям. Впереди ещё много всего, и категории, и межгалактические коллективные педагогические объединения, конкурсные отборы на лучшего воспитателя секторов Объединённой Ассоциации Педагогов. Но сейчас Астер просто окутывала  счастьем и удовлетворением мысль о том, что собрала себя воедино, нашла своё место и получает удовольствие от твоей деятельности.

    Счастья не омрачала даже мысль о том, что с отпуском придётся повременить. Родители ждали её на Октале на зелёном море. Мысль об отложенном отдыхе, отце, владельце банка и системы финансирования многих структур родной планеты, навевала воспоминания о том, как Астер пришла к своей профессии. С чего всё начиналось?..

     

    Астер всегда считала, что выбор профессии это очень важный шаг в жизни каждого человека. Он как точка отправления на пути будущей жизни. И если ты правильно сделал выбор, тем интереснее, насыщеннее и успешнее будет твоя жизнь, тем больше ты вложишь души в свою деятельность. Чаще всего дети идут по стопам родителей, и ей, учащейся 13 выпускного класса школы высшей математической структуры, прочили путь в университет финансирования и банковского дела. Но…Астер все эти годы лелеяла мечту сделать выбор самой. Обладая творческими и коммуникативными талантами, организовывала  пока школьные, а в дальнейшем  студенческие,   городские мероприятия.  Астер не видела себя в роли банкира. Да, она посещала кружки,  дополнительные занятия, практиковалась на каникулах в банке, многое знала об экономике и управлении финансов. Но хотелось другого.

    Это возникло не сразу. И ещё несколько лет назад Астер и не думала посвятить себя педагогике и воспитанию детей. Но однажды, отдыхая в парке с друзьями, она увидела  двух спорящих детей лет пяти-шести. Каждый из них отстаивал свою точку зрения на правила игры с новым автокаром.  Задорный чуб одного забавно прыгал в такт активным движениям мальчугана. Автокар не работал. Споры о том, как включить игрушку, не помогали. Разобраться с инструкцией не хватало знаний и умений. Астер решила помочь…Никогда ещё не смотрели на неё с таким воодушевлением и надеждой. Быстро переняв знания, ребята успешно применяли их на практике, экспериментируя, дополняя заложенные функции новыми вариантами. Глаза детей горели азартом и жаждой знаний. Активно управляя автокаром, вихрастый мальчик на минуту отвлёкся и внимательно посмотрел в глаза Астер. «Спасибо»,- сказал он,- «Ты самая умная. Ты завтра придёшь ещё в парк? Научишь меня….». Астер часто виделась с этим мальчуганом, познакомилась с его друзьями, рассказывала, показывала, учила и училась сама, отдавая и получая взамен чувство нужности и удовлетворения от своей деятельности.

    Это была высшая степень похвалы для неё. Воодушевлённая этим маленьким успехом, Астер увлеклась, втянулась и неожиданно поняла, что хочет постигать основы и тайны профессии педагога. Время летело очень быстро. Позади уже  учёба в университете, практика. 13 лет педагогического становления. Многое пройдено, но на предстоящем педагогическом пути предстоит ещё больше. Астер поняла, что нужно быть в постоянном творческом поиске, который вдохновляет и ориентирует. Педагог должен двигаться только вперёд. Ещё будучи студенткой, Астер начала свою педагогическую деятельность в роли вожатого детского лагеря «Берёзка» на розовой планете. Вожатые курса входили в состав участников экспериментальной площадки студентов педагогического университета.

    Жизнь студентки  была очень насыщенной: участие в проектах, программах, КВНах,  деятельность в профсоюзной организации университета.

    Проявив упорство, креативность, творческий подход  на  педагогической практике, Астер могла с уверенностью сказать, что внесла вклад в полноценное развитие личности воспитанников Анастасии Григорьевны. Взаимодействие с детьми настолько увлекла Астер, что полностью захватил её творческую личность. За период практики Астер даже мир стала воспринимать по-другому. Она стала больше радоваться жизни, обращать внимание на простые вещи и истины, не унывать и быть примером во всём.

    Опыт деятельности в банковской сфере отца и полученные знания оказался очень полезным на педагогической  практике. Особенно, когда на очередном педагогическом совещании старшим воспитателем была поставлена задача о внедрении  в работу технологий экономического развития  детей. Ведь формирование финансовой грамотности приближает ребёнка к реальной жизни, побуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. Наиболее удачными в своей педагогической  практике для формирования экономических компетенций у детей Астер считала такие современные технологии, как: проектная деятельность, моделирование , «Ситуация месяца» и «Клубный час».

    Тем временем поступил сигнал автопилота шатла о том, что через 10 минут состоится состыковка с приёмным шлюзом космической станции. Впереди отчёт по практике куратору, и долгожданная вакансия воспитателя в межгалактическом саду объединённых знаний.

    Однажды Астер спросили: « Сложно ли тебе работать воспитателем?». Она ответила: «Скажу честно, воспитатель – это сложная, но очень интересная работа. Да и работа ли?..  Думаю, это даже нельзя назвать работой, для меня, скорее всего, воспитатель  – это призвание.»

    И сейчас, получив практические знания и умения, Астер так же сказать , что  да, работа воспитателя очень сложная, полная неожиданностей, трудностей. Но в ней  есть минуты радости, возможности для достижений, и место чувству гордости от успеха и удач.   И Астер с уверенностью  сказать, что лучше её  профессии нет!

  •  

    "Воспитатель – актёр"

     

     

    «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?», - читала Астер слова  А. С. Макаренко. Астер, студентка межгалактического педагогического университета, готовилась к новому учебному дню.

     

    Последний год обучения. Скоро полевая испытательная практика с полным погружением в процесс. Но перед эти зачёт по актёрскому педагогическому мастерству.  В начале Астер вместе с однокурсниками не понимала, зачем им этим заниматься? Не в театр же они пойдут работать в самом то деле. Их ждут дети, долгожданная вакансия воспитателя в межгалактическом саду объединённых знаний.

    Какое актёрское мастерство?!  Но сейчас она знала, что это очень важно и нужно. И это должно быть не просто заученные данные знания, это нужно впитать в себя, открыть свет своей души. Невозможно научить и воспитать ребёнка сухими фразами. Только проживая ситуацию, воплощаясь в героя, передавая мимикой, жестами, интонацией какой-либо материал, сможешь добиться положительного результата. Однажды Астер играла в представлении для детей. Казалось бы, что проще? Но пришлось очень постараться, чтобы  создать атмосферу сказочности. Но у них получилось. Глаза детей горели от восторга. «Я всё делаю правильно»,- с улыбкой думала Астер.

    Так и в передаче знаний. Хочешь научить доброте, покажи примером. Хочешь интереса детей – увлеки… Ведь воспитатель- это один из первых учителей, которого встречают дети в своей жизни. И именно воспитатель становится примером. А чтобы быть хорошим примером, нужно много для этого трудиться, работать над собой. Профессия воспитателя, как никакая другая ставит высокие требования к нравственным качествам человека. А Астер стремилась идти по пути  самосовершенствованию себя и мира вокруг. Узнать самой и научить других, дать им почувствовать себя, дать возможность развиваться способностям.

    Бабушка Астер, заслуженный воспитатель Объединённых секторов планеты, как-то сказала Астер: «Однажды ты посмотришь в детские глаза, и поймёшь, что для них как целый мир, что ты нужна им, что именно ты будешь первым примером, именно ты заложишь ростки качества будущих характеров, начнёшь развивать творческое начало…Поймешь, что хочешь быть хорошим воспитателем». Астер этого хотела. Мечтала быть не просто воспитателем, а хорошим воспитателем. Чтобы родители воспитанников  с уважением и доверием отдавали своих детей в заботливые руки педагога.

     

    Хороший воспитатель- это и актёр, и художник, и сценарист. Он может любое дело превратить в увлекательнейшее путешествие,  занятия превратить в удовольствие, из обычного сделать чудо. И большие и маленькие чудеса в своей деятельности воспитатели делают каждый день, каждый час, каждую минуту, увлекая детей в мир открытий, знаний, в мир доброты…

    На следующий день  Астер на отлично сдала зачёт. Дети её группы на зачёте показали самые лучшие результаты, проявили больше заинтересованности и быстрее всех справились с заданиями. Впереди диплом. Ещё многому предстоит научиться, постоянно развиваться и обновлять свои знания, идти в ногу со временем. Быть в поиске, проявлять инициативу и творчество. Совершенствовать своё мастерство, идти вперёд, осваивать новые технологии. В последнее время Астер увлекла технология  экономического развития детей. Ведь формирование финансовой грамотности приближает ребёнка к реальной жизни, побуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.

    Не всё всегда будет гладко и просто на педагогическом пути воспитателя, будут и неудачи, но будут и успехи. Астер понимала, что да, работа воспитателя очень сложная, полная неожиданностей, трудностей. Но в ней  всегда будут минуты радости, возможности для достижений, и место чувству гордости от успеха и удач.   И она  могу  с уверенностью могла сказать, что лучше её профессии воспитателя  нет!

     



    Комментарии



    Оставьте комментарий
    Фамилия, имя, отчество
    Ваш e-mail
    Ваш статус
    Ваш комментарий
    Код:
Дата последнего обновления страницы 29.09.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»